Нам часто задают вопросы о возможности назначения лекарственных препаратов не по инструкции или off-label, а именно:
В связи с отсутствием единого регламентированного порядка назначения лекарственного препарата не по инструкции многие лечебные учреждения утверждают локальные приказы, устанавливающие порядок назначения лекарственных препаратов off-label.
Юридическая проблема назначения препаратов и применения медицинских изделий не по инструкции заключается в следующем:
Инструкция по медицинскому применению препарата (ИМПП) не считается нормативноправовым актом (НПА), однако она обладает нормативно-правовым характером. Это указано в приказе Минздрава России №88 от 26 марта 2001 года. Согласно этому приказу, ИМПП предназначена для медицинских работников или для потребителей (в виде вкладыша). ИМПП представляет собой официальный документ, содержащий всю необходимую и достаточную информацию о лекарственном средстве для его эффективного и безопасного применения в медицине. Использование препарата должно осуществляться в соответствии с инструкцией. Кроме того, согласно Федеральному закону № 61 «Об обращении лекарственных средств», ИМПП является обязательным документом при государственной регистрации лекарственных препаратов, и все ее разделы разрабатываются на основе выявленных свойств препарата в ходе доклинических и клинических исследований. В случае нарушения этих правил медицинская помощь может быть признана некачественной и не отвечающей требованиям безопасности.
Указанный довод подтверждается и п. е) Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи": назначение лекарственных препаратов должно производиться с учетом инструкций по медицинскому применению, возраста и пола пациента, тяжести заболевания, осложнений основного заболевания и наличия коморбидной патологии.
Обратите внимание на ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ:
Внимание! Не путаем назначение лекарственных препаратов НЕ ПО КЛИНИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ и НЕ ПО ИНСТРУКЦИИ. Приказ Минздрава о врачебной комиссии не регламентирует полномочия оной по принятию решений о назначении лекарственных препаратов не по инструкции.
Правительство утвердило список заболеваний для применения препаратов вне инструкции (off-label). Распоряжение № 1180-р от 16.05.2022 опубликовано на официальном портале правовой информации. Документ призван урегулировать вопросы включения в стандарты медицинской помощи лекарственных препаратов, применение которых возможно вне инструкции по их медицинскому применению, но касается ТОЛЬКО ДЕТЕЙ.
Иначе обстоит дело с назначением лекарственных препаратов, которые не зарегистрированы на территории Российской Федерации. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. №494 регламентирует порядок назначения таких препаратов, согласно которому консилиумом федеральной специализированной медицинской организации принимается решение о назначении по жизненным показаниям лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории РФ. Обязательным условием применения незарегистрированных лекарственных препаратов является оформление информированного добровольного согласия на использование лекарственного препарата off-label, подписанного пациентом или его законным представителем. Лечащий врач обязан до начала терапии в полной мере предоставить пациенту всю имеющуюся информацию о возможных пользе и рисках, побочных эффектах применения лекарственного препарата, а также проинформировать пациента о необходимых действиях в случае возникновения непредвиденных эффектов лекарственного препарата на состояние его здоровья. Однако Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. №494 также не регламентирует порядок применения лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ, но назначаемых не по инструкции.
Алгоритм принятия решения о применении и назначении лекарственного препарата вне инструкции, по нашему мнению, должен включать следующие элементы:
Последовательность действий лечащего (дежурного) врача при применении и назначении лекарственного препарата вне инструкции должна включать следующие шаги:
Указанная инструкция хорошо-применима по отношению к несовершеннолетним пациентам. С взрослыми пациентами все сложнее. Ни один документ на законодательном уровне полностью не регулирует назначение ЛП off-label у взрослых. Несмотря на то, что многие документы ссылаются на правомерность назначения медицинской организацией врачебной комиссии, она не наделена правом назначения ЛП off-label (за исключением случаев назначения ЛП при чрезвычайных ситуациях).
Назначение препаратов off-label может привести к юридическим проблемам для медицинских учреждений и врачей. Чтобы предотвратить негативные последствия, врачи должны строго следовать инструкциям и подписывать ИДС. До тех пор, пока этот вопрос не будет урегулирован на законодательном уровне, врачи, действующие из благих побуждений, могут столкнуться с уголовной ответственностью.
Примером может служить приговор Звенигородского горсуда от 28 мая 2019 г. по материалам уголовного дела обвиняемого анестезиолога-реаниматолога в совершении преступления - причинение смерти по неосторожности, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ. Анестезиолог не соблюл установленные стандарты, требования и положения нормативных правовых актов в области анестезиологии и реаниматологии, а именно инструкции по медицинскому применению Тиопентала натрия: "...произвел вводный наркоз препаратом Тиопентал натрия, не введя пробную дозу, отчего у последней резко ухудшилось состояние и в результате аллергической реакции произошел бронхоспазм с отеком слизистой гортани и надгортанника, и развился анафилактический шок, причинив при жизни тяжкий вред здоровью пациентки, согласно п. 6.2.1 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью". Инструкция по медицинскому применению Тиопентала натрия содержит требования: "Способ применения и дозы: взрослым для введения в общую анестезию: пробная доза - 25 - 75 мг с последующим наблюдением в течение 60 сек перед введением основной дозы. Вводная общая анестезия - 200 - 400 мг (по 50 - 100 мг с интервалом 30 - 40 сек. до достижения желаемого эффекта или однократно из расчета 3 - 5 мг/кг). Для поддержания анестезии - 50 - 100 мг". Суд приговорил: анестезиолога признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, и назначить ему наказание в виде ограничения свободы сроком 2 (два) года.
Читайте больше материалов с разбором сложных ситуаций, судебных кейсов и изменений в законодательстве — в новостной ленте ЦСМК. Юристы системы анализируют обновления в медицине и праве — и переводят их в конкретные действия для клиники. Чтобы подключиься к ЦСМК, воспользуйте кнопкой в правом верхнему углу сайта.