Утрата медицинской организацией подлинника медицинской карты является грубым нарушением порядка хранения медицинской документации, установленного действующим законодательством РФ об охране здоровья и о защите персональных данных, а также прав пациента в этой сфере. В данной статье рассмотрим к каким последствиям может привести потеря медицинской карты с опорой на судебную практику:
Медицинские организации обязаны обеспечивать учёт и хранение медицинских карт согласно Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2023 года №408, срок хранения медицинской документации пациента (медицинские карты, индивидуальные карты, истории развития и приобщающиеся к ним документы):
Срок хранения исчисляется с 1 января года, следующего за годом её передачи в архив медицинской организации.
До передачи на архивное хранение указанные документы хранятся в течение пяти лет, следующих за годом последнего посещения пациентом медицинской организации, отражённого в его медицинской карте.
Если медицинская карта утеряна, медицинская организация и/или ответственное должностное лицо могут понести административную ответственность в соответствии со статьёй 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Кроме того, пациент, чья медицинская документация утеряна, может взыскать с организации компенсацию морального вреда.
Пациент лечил зуб в частной стоматологии осенью 2016 года, а весной 2023 года он обратился в стоматологию сначала электронным письмом, затем – бумажным с заявлением о выдаче копии медицинской карты, сообщив медорганизации свои ФИО и адрес.
Клиника не смогла выполнить просьбу пациента, о чем указала в ответном письме – якобы идентифицировать пациента с такими ФИО в их электронной базе, на которую клиника перешла в 2019 г., невозможно (в базе такого пациента не найдено), тем более что после капремонта клиники в 2022 году, в том числе в помещении архива, часть медицинской документации перепутана, в связи с чем найти документы с запрошенными ФИО "не представляется возможным".
Тогда пациент пошел на хитрость - он направил клинике претензию, в которой просил возместить стоимость некачественно оказанной услуги по лечению зубов, в результате которой у него наступили неблагоприятные последствия. На эту претензию стоматология ответила в том духе, что указывает, что из представленных пациентом документов (квитанции за оплаченное лечение) невозможно установить, какие конкретно зубы подвергались лечению в их клинике. Одновременно клиника не может найти медицинскую документацию, связанную с проведенным данному пациенту лечением, поскольку в архиве клиники более 18 000 медицинских карт.
После такого отказа пациент обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда и защите прав потребителей, правда, в суде первой инстанции он этот иск проиграл – суд указал, что, во-первых, в нарушение требований приказа Минздрава РФ от 31 июля 2020 г. "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" запрос истца не содержал реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента, номер телефона, сведения о периоде лечения и способе получения запрашиваемых документов, а во-вторых, вред здоровью истца не причинен.
Однако суд апелляционной инстанции, поддержанный Первым КСОЮ (Определение Первого КСОЮ от 01 июля 2024 г. по делу № 8Г-16770/2024), иск удовлетворил, указав следующее:
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» всей совокупностью его положений направлен на то, чтобы персональные данные гражданина, в том числе сведения о состоянии его здоровья, были защищены от незаконного распространения и иного использования. Определённое значение по этому вопросу сохраняет письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.04.2005 № 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты», согласно которому медицинская карта пациента поликлиники хранится в регистратуре по участкам и в пределах участков — по улицам, домам, квартирам. Очевидно, что утрата медицинской организацией медицинской карты свидетельствует о нарушении вышеуказанных законодательных норм и правил.
На медицинскую организацию возложена обязанность создать целую систему, определяющую порядок обеспечения безопасного хранения персональных данных. Эта система, в частности, включает в себя разработку и утверждение локальных актов, устанавливающих порядок обработки и передачи персональных данных.
В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» и п.13-15 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 (ред. от 18.01.2025) "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях. Руководитель медицинской организации должен назначить ответственное должностное лицо, которое будет отвечать за условия хранения документации в архиве и за её сохранность. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.