Реализация приказа Минздрава № 260н потребует пристального внимания руководителя медицинской организации – именно ему придется выполнять новые обязанности, либо выбрать ответственное лицо для их выполнения. Что необходимо сделать в первую очередь – предлагаем пошаговый план.
1. Создать локальные акты организации – СОПы, определяющие порядок совершения работниками действий при осуществлении:
2. Организовать контроль за соблюдением указанных СОПов.
3. Назначить лицо, ответственное за соблюдение правил хранения лекарственных препаратов, которое, в свою очередь, обязуется:
Важно: каждое нарушение требований должно быть зафиксировано, проанализировано и устранено с указанием: конкретных корректирующих мер, сроков их реализации, ответственных лиц. Система инцидентного анализа ЦСМК функционирует в полном соответствии с обязательным алгоритмом.
4. Определить функциональную зонификацию помещений – критически важно для предотвращения смешения, порчи или хищения лекарств.
Площади хранения должны быть разделены на следующие зоны:
- фальсифицированные, контрафактные, недоброкачественные средства;
- препараты без идентификации в системе мониторинга;
- средства с заблокированным оборотом;
- приостановленные или запрещенные к применению;
- с истекшим сроком годности;
- нарушающие требования ФЗ № 61-ФЗ.
Особое внимание в новом приказе уделено изоляции проблемных и потенциально опасных препаратов — они должны храниться отдельно, с ограничением доступа, в закрытых шкафах или помещениях. Это снижает риски их случайного использования и обеспечивает прослеживаемость.
5. Обеспечить наличие оснащения помещений для хранения оборудованием:
6. Проконтролировать размещение лекарств согласно одному из указанных ниже свойств:
7. Ежедневно (включая выходные и праздники):
Особое внимание уделено лекарствам с ограниченным сроком годности (менее 6 месяцев): их наличие и сроки должны фиксироваться отдельно.
Мы уже обновили проверочный лист «Безопасность обращения лекарственных средств при осуществлении медицинской деятельности» и создали папку «Лекарственная безопасность». Для соответствия новым требованиям Минздрава к организации хранения лекарственных средств вам необходимо пройти четыре шага до 1 сентября 2025 года:
Шаг 1. Сформировать и подписать обновленные документы, ознакомить с ними сотрудников под подпись в листе ознакомления, приложить к системе документы из папки «Лекарственная безопасность».
Шаг 2. Провести внутреннюю проверку по проверочному листу «Безопасность обращения лекарственных средств при осуществлении медицинской деятельности». Функция «Редактировать план» позволит включить эту проверку в план, даже если ранее вы ее не предусмотрели. Новый проверочный лист поможет сотрудникам сориентироваться в новых правилах и фактически пройти обучение, а конкретные рекомендации сократят время и исключат ошибки.
Шаг 3. Провести инвентаризацию оборудования и организовать поверку средств измерений.
Шаг 4. Обеспечить зонирование складских помещений в соответствии с требованиями.