В рубрике «Юрист отвечает» мы публикуем разборы реальных ситуаций из практики пользователей ЦСМК и ответы медицинских юристов по вопросам: от оформления документации до взаимодействия с Росздравнадзором, страховыми и прокуратурой.
Консультации предоставляют эксперты по медицинскому праву и адвокаты по медицинским делам — вся поддержка доступна в системе в рамках подписки.
Вопрос: Добрый день! В нашей организации шкаф для хранения медицинских карт установлен в комнате ожидания для пациентов. Двери шкафа не прозрачные, закрываются на ключ. Допустимо ли это?
Ответ: Здравствуйте! Медицинские организации обязаны обеспечивать учёт и хранение медицинских карт согласно Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако, в нормативных актах медицинского права отсутствуют специальные правила, определяющие конкретные условиях хранения медицинских карт.
В то же время на медицинскую организацию возложена обязанность создать целую систему, определяющую порядок обеспечения безопасного хранения персональных данных. Эта система, в частности, включает в себя разработку и утверждение локальных актов, устанавливающих порядок обработки и передачи персональных данных.
В соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" и п.13-15 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 (ред. от 18.01.2025) "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях.
При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
В модуле «Документы» в ЦСМК имеется автоформируемый Приказ о персональных данных, содержащий все необходимые разделы для корректной регламентации хранения медицинских карт, в частности, там предусмотрены приложения с указанием конкретных мест хранения персональных данных на материальных носителях, коими и являются медицинские карты.