28 июля 2025 года
Новости

Новые правила работы врачебной комиссии с 1 сентября 2025 года

1 сентября 2025 года в соответствии с приказом Минздрава России № 180н вступает в силу новый порядок создания и деятельности врачебной комиссии в медицинских организациях. На первый взгляд приказ радует решением ряда давно наболевших проблем небольших медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, но при более детальном рассмотрении есть нюансы: корректная реализация послаблений требует юридической точности.

А начнем с перечисления обновлений. Их всего семь:

  1. Число членов врачебной комиссии (подкомиссии) уменьшено до трех человек. Председатель комиссии и его заместитель входят в эту тройку. При этом сохраняется необходимость соблюдения кворума – об этом есть отдельное положение.
  2. Число заседаний врачебной комиссии также уменьшено: если раньше их необходимо было проводить не реже одного раза в неделю, теперь собираться нужно не реже одного раза в месяц.
  3. Установлены правила состава врачебной комиссии: отныне в нее можно включать врачей из сторонних (других) медицинских организаций.
  4. Изменены требования к секретарю врачебной комиссии: им может быть не врач.
  5. Расширены функции врачебной комиссии, в частности, выделены функции, для осуществления которых необходимо решение руководителя медицинской организации.
  6. Определены случаи, при которых врачебные комиссии медицинских организаций принимают решение о назначении пациентам лекарственных средств, не зарегистрированных на территории РФ.
  7. Установлены требования к формату предоставления решений врачебной комиссии (подкомиссии): по новым правилам допустимы и электронные версии документов.

Внештатные врачи во врачебной комиссии: как избежать ошибок

Первый пункт, заслуживающий особого внимания, – разрешение на включение во врачебную комиссию медицинской организации врачей, которые не являются ее сотрудниками. Закономерный вопрос в этом случае – как оформить правовые отношения. Вариантов несколько:

  • внешнее совместительство;
  • срочный трудовой договор;
  • гражданско-правовой договор (ГПХ).

Оформление договора внешнего совместительства или срочного трудового договора, как правило, не вызывает сложностей. А вот при более удобном и экономичном договоре ГПХ важно быть бдительными. Данный договор, в отличие от предыдущих, не предполагает трудовых отношений и связанных с ними затрат на страхование работника, трудностей с увольнением и отпусками: это соглашение между заказчиком и исполнителем, а не работодателем и работником, и предметом его должны быть не должностные обязанности, а определенные задачи.

Если договор ГПХ является для вас оптимальным выбором для оформления отношений с новым членом врачебной комиссии, соблюдите ряд правил: включите в документ строго определенный объем работ, оплату по актам выполненных работ, включите в договор положение о сроке договора и пункт о доступе к медицинской документации, результатам исследований и другим необходимым данным. Не забудьте и тот факт, что квалификация специалиста должна соответствовать видам деятельности, на которые у вашей организации есть лицензия.

Секретарь врачебной комиссии: обязанности и оформление

Второй пункт, который требует пристального рассмотрения, – секретарем врачебной комиссии может быть не врач. Это значит, что медицинским организациям можно привлекать к работе администратора, умеющего работать с документами.

Для такой работы, действительно, скорее нужен грамотный администратор, в идеале – с юридическим образованием, поскольку функционал секретаря врачебной комиссии (подкомиссии) в соответствии с новым приказом следующий:

  • составлять планы-графики заседаний;
  • готовить материалы для заседаний;
  • уведомлять коллег о дате и времени проведения заседаний;
  • оформлять протоколы заседаний;
  • вносить решения в медицинскую документацию пациента;
  • вести журнал в бумажном и/или электронном формате, указывая дату и время заседания, а также принятые решения;
  • организовать хранение материалов деятельности.

Если вы уже понимаете, кто из сотрудников вашей организации лучшим образом справится с данными задачами, остается лишь соблюсти этапы оформления нового секретаря, предусмотренные трудовым законодательством и нормативными актами Минздрава:

  1. Получить письменное согласие кандидата на выполнение дополнительных обязанностей. Этот документ необходимо оформить в виде заявления или письменного уведомления с указанием срока совмещения и условий оплаты. Если инициатива исходит от работодателя, нужно направить сотруднику предложение о совмещении с описанием условий.
  2. Заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. В этом документе необходимо указать: срок выполнения обязанностей, содержание и объем работы (функции), размер доплаты за совмещение.

Пример формулировки: «Работник обязуется выполнять обязанности секретаря врачебной комиссии в дополнение к основной работе по должности [указать должность]».

Расширение функций врачебной комиссии: задачи и возможности

Третий пункт, который мы не смогли оставить без внимания, – расширение и дифференциация функций врачебной комиссии, связанных с менеджментом качества. Минздрав определил функции, которые врачебная комиссия может осуществлять по решению руководителя медорганизации. Среди них:

  • разработка и внедрение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностической работы;
  • определение подходов и возможности применения современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации с учетом международной практики;
  • оценка проведения медработниками консультаций с использованием телемедицинских технологий.

Назначение незарегистрированных препаратов в особых случаях: права и правила

Четвертый пункт в нашем разборе – разрешение на принятие врачебной комиссией решения о назначении пациентам лекарственных препаратов, не зарегистрированных на территории РФ. Данные решения могут принимать:

  • врачебная комиссия медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти;
  • врачебная комиссия краевой (республиканской, областной, окружной) больницы, являющейся ведущей многопрофильной медицинской организацией на территории субъекта РФ, подведомственной исполнительному органу субъекта РФ в сфере охраны здоровья.

Случаи для принятия данных решений также уточнены:

  • отсутствие зарегистрированных в РФ аналогов лекарственных препаратов;
  • отсутствие эффекта от проводимой терапии и прогрессирующее ухудшение состояния здоровья пациента;
  • наличие индивидуальной непереносимости зарегистрированных в РФ аналогов лекарственных препаратов.

Электронный документооборот в решениях врачебной комиссии: о чем важно помнить

Завершаем разбор пунктом о разрешении электронного документооборота в предоставлении решения врачебной комиссии (подкомиссии). Здесь все сравнительно просто и понятно, а требования – легко выполнимы:

  • Члены врачебной комиссии (подкомиссии), присутствовавшие на заседании, должны подписать решение усиленными электронными подписями (ЭП) в срок не более трех рабочих дней со дня заседания.
  • Выписка из протокола комиссии (подкомиссии) в бумажном или электронном виде также должна быть выдана в течение трех рабочих дней со дня заседания.

Пациент или его законный представитель также могут направить запрос о выписке в электронной форме – по официальной электронной почте медицинской организации.

В заключение: до 1 сентября 2025 года необходимо успеть изменить Приказ и Положение о врачебной комиссии медицинской организации с утвержденными ими формами Протокола заседания врачебной комиссии и Журнала врачебной комиссии, Планом-графиком заседаний врачебной комиссии и Повесткой заседания врачебной комиссии.

! Пользователи ЦСМК могут быть спокойны: наша команда активно внедряет все необходимые обновления в систему. До конца августа мы полностью обновим документацию: обновленный приказ и положение о врачебной комиссии, а также другие документы, в том числе форму договора ГПХ со сторонним врачом, вы увидите в папке «Врачебная комиссия».

А еще в системе скоро появится новая возможность – автоформируемый протокол врачебной комиссии по плановым и внеплановым заседаниям. О внедрении опции в работу сообщим в разделе «Новости» непосредственно в системе.

Читайте полный обзор всех изменений

_________________________________
Материал подготовила команда ЦСМК: 40+ экспертов в области внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, организации здравоохранения, медицинской юриспруденции, клинической медицины и психологии, ведущие специалисты исследовательской группы СамГМУ Минздрава России.
ЦСМК — онлайн-заместитель по ВКК и БМД: обеспечивает проведение проверок, фиксацию нарушений, формирование документов, журналов, протоколов, приказов, актов, отчетов, отслеживает актуальность и сроки выполнения задач. Надежная система контроля качества 24/7, без перегрузки персонала и лишних затрат.
Наши возможности: вебинар о ЦСМК
Навигация по системе ЦСМК
ЦСМК в Telegram — главные новости для руководителей медицинских организаций, сотрудников отделов контроля качества и смежных специалистов: актуальная информация, экспертные рекомендации и практические решения по управлению, безопасности и правовым вопросам в сфере здравоохранения.
Подписывайтесь
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
24 августа 2025
Новости
Доступная среда: новые требования Минздрава к медорганизациям
18 августа 2025
Новости
Закон о защите русского языка: ответственность за каждое слово
15 августа 2025
Новости
КИИ в письмах из прокуратуры: что должен знать врач?
11 августа 2025
Новости
Организация хранения лекарственных средств: новые требования Минздрава России
Иконка возврата
Вернуться в раздел «Новости»
Обратный звонок